Морские Круизы Атлантис Лайн - официальный портал
 

На плаву. Наталья Андронова: «Глобальные антикризисные меры круизной индустрии пока не нужны»

ОБ АТЛАНТИС ЛАЙН

ПРЕССА О НАС

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

НАГРАДЫ

РЕЙТИНГИ

ВИДЕО-ЦЕНТР

19.02.2009


Туринфо № 5 (630) 10–16 февраля 2009 года Любовь ЯМУТОВА
В условиях глобального экономического кризиса многие отрасли туризмы столкнулись с финансовыми трудностями. Круизного рынка кризис коснулся в меньшей степени. Благодаря уменьшению штрафных санкций круизными компаниями, глубина продаж сохранилась на прежнем уровне, явного падения спроса не произошло, т.к. большинство круизных туристов являются фанатами этого вида отдыха и, скорее всего, откажутся от чего-то еще, чтобы совершить круиз. Об этих и других особенностях круизного рынка рассказывает руководитель компании АТЛАНТИС ЛАЙН Наталья Андронова.

Морские круизы – единственный сегмент мирового туристического рынка, который пока менее других пострадал от кризиса. О причинах стабильности круизной индустрии и о том, насколько российский круизный рынок вписывается в мировые тенденции, мы беседуем с генеральным директором компании «Атлантис Лайн» Натальей АНДРОНОВОЙ.

– Наталья, всем рынкам предстоит пережить серьезный спад. Цифры называют разные: где-то это 20%, а где-то и все 50%. Насколько, по вашей оценке, пострадает круизный сегмент?

– На днях мы получили отчет международной круизной ассоциации. Так, в 2008 году доходы Carnival Corporation превысили доходы предыдущего года более чем в полтора раза. Эксперты уверены, что круизная индустрия – цитирую: «имеет хорошие перспективы противостоять глобальным экономическим проблемам в 2009 году». Во всяком случае, все запланированные новые суда будут построены и спущены на воду, новые программы вводятся по графику, на некоторые даты уже нет мест. Например, лайнеры Costa Cruises в этом году выполняют зимние рейсы по южному Средиземноморью, и они пользуются спросом. Летом компания спускает два новых лайнера, которые будут ходить в Европе. Думаю, фактор успеха круизной индустрии еще и в ее потенциале: она развивается так стремительно, потому что спрос значительно превышает предложение.

– Насколько российский рынок вписывается в мировые круизные тенденции? У нас он тоже держится на плаву?

– Говорить о том, как влияет нынешняя экономическая ситуация на круизный рынок в динамике, сложно. В отличие от операторов по массовым направлениям круизные операторы могут делать достоверные выводы только по итогам года. Если судить по нашим результатам – двукратный рост продаж по итогам 2008 года, то динамика только положительная. Или вот Carnival спускает новый лайнер в сентябре: мы формируем на нем несколько групп, и на 21 сентября мест уже нет.

– Получается, круизы вне кризиса?

– У круизов специфическая клиентура, в чем-то похожая на горнолыжную. Это – фанаты. Они откажут себе во всем, но в круиз отправятся. Конечно, немаловажно и то, что круизы относятся к среднему и выше среднего ценовым сегментам, которые страдают от кризиса в меньшей степени. Люди все равно отдыхают. Другое дело, что теперь они более тщательно подходят к выбору продукта по соотношению цена-качество. И тут круизы вне конкуренции. Собственно, мы всегда говорили о том, что дороговизна круизов – это миф. Десятидневный отдых в высококлассном отеле в Египте дороже, чем 12-дневный круиз на пятизвездочном лайнере. При этом уровень сервиса на лайнере на порядок выше. Или, к примеру, Эмираты. Хорошие отели в Эмиратах безумно дорогие, а в недорогие и ехать не стоит. Между тем два лайнера Costa Cruises совершают недельные круизы по Эмиратам, и они пользуются спросом. Мы, к слову, отметили такую тенденцию: к нам приходят люди, которых отправили в бессрочные отпуска или даже уволили, у них неожиданно высвободилось время и есть определенные деньги. Надежных инструментов для сохранения и приумножения накоплений сейчас нет, поэтому многие решают отправиться в путешествие.

– Вводят ли круизные компании какие-то антикризисные меры? Есть ли тенденция к снижению цен, спецпредложения? Появились ли «укороченные» круизы или, может быть, «урезанные» программы?

– Судя по загрузке лайнеров, глобальные антикризисные меры круизной индустрии, к счастью, пока не нужны. И цены по сравнению с прошлым годом не снижаются. Если круизная компания чувствует, что какие-то даты хуже заполняются, то могут быть выпущены соответствующие спецпредложения. Как минимум одну антикризисную меру, очень важную, на мой взгляд, ряд круизных компаний ввел: они установили намного более мягкие штрафы при аннуляции. Они учли, что сейчас в любой момент у человека может измениться финансовая ситуация, и люди опасаются бронировать круизы заранее, потому что боятся потерять деньги. Благодаря этому и глубина бронирований сохраняется очень хорошая – даже на 2010 год. Самая главная «антикризисная» мера – эффективные продажи. Нам наконец удалось переломить сознание людей, и на сегодня уже 70% круизов мы продаем через агентства. С одной стороны, это означает, что очень многие агентства преодолели страх и уже могут спокойно продавать круизный продукт, как любой другой. С другой стороны, потребители перестали относиться к круизам как к чему-то экзотическому, что можно купить только у «избранных» и обращаются в обычное агентство.

– А для партнеров условия квотирования стали мягче?

– На условия квотирования влияет не кризис, а эффективность партнера: чем она выше, тем лучше условия. И тут ничего не изменилось: 2009 год у нас давно заквотирован, принцип нашей работы не изменился. Мы выбираем популярные на нашем рынке программы и русифицируем их. На эти круизы мы держим квоты. Условия нас вполне устраивают: это «мягкие» депозиты, которые позволяют перераспределять средства на другие даты, в случае если мы не все места продадим. Риски – минимальные.

– Будут ли в этом году программы с посадкой в Санкт-Петербурге? Та же Costa Cruises предполагала такую возможность.

– Программы из Санкт-Петербурга предполагают очень жесткое квотирование. Если кто-то из операторов пойдет на это в 2009 году, он подвергнет себя очень серьезным рискам, так как деньги за непроданные места не возвращаются. Оператор должен полностью зафрахтовать у круизной компании блок кают, и, учитывая, что круизы с заходом в Санкт_Петербург очень популярны у иностранцев, столь жесткие условия оправданы. Есть, правда, и другие возможности: иногда такие программы предлагают на льготных условиях менее раскрученные круизные компании, у которых прогнозируется много незаполненных мест. Но это тоже риски, только уже другого плана. К тому же мне представляется, что этот продукт более всего интересен самим жителям Северной столицы. Всем остальным все равно, лететь в Санкт_Петербург или в Европу. Что касается нашей компании, мы будем делать такие программы, если договоримся о «мягких» квотах, сейчас проходят переговоры с рядом круизных брендов.

– Для работы с круизными партнерами нужна жесточайшая финансовая дисциплина. Как вы решаете эту проблему, учитывая, что курс меняется ежедневно?

– С бухгалтерией у нас действительно все очень жестко. Чтобы успешно вести бизнес с круизными компаниями, важна крайняя четкость. Счет мы выставляем на один день. Если агентство его не оплатило, значит, ему выставляется новый счет.

– Есть ли у круизных компаний какие-то специальные программы для стимуляции того или иного рынка. Российского, например?

– Круизные компании активно поддерживают все начинания, идеи и проекты, которые способствуют продвижению продукта: они компенсируют часть затрат, привлекают к совместным акциям, участвуют в тех, которые организуют приоритетные партнеры. Вот один из последних примеров. Мы исторически работали с корпорацией Carnival, но потом Costa стала набирать обороты, и нам стало интересно более тесное сотрудничество с этим оператором. Круг приоритетных партнеров круизных компаний узок, и попасть туда сложно. Но Carnival Corporation, куда входит и Costa Cruises, дала нам великолепные рекомендации, благодаря чему контракт о приоритетном партнерстве удалось получить за один день.

– Может ли из-за кризиса произойти перераспределение спроса между игроками мирового и российского рынков и направлениями?

– Для российских туристов приоритетным направлением остается Средиземноморье. В 2009 году ассортимент лайнеров и круизных программ в Европе выглядит впечатляюще. Лидерами продаж, на мой взгляд, будут круизы компаний CСL, NCL, и Costa Сruises за счет наиболее привлекательного соотношения цена-качество, разнообразия маршрутов и отличных новых лайнеров. Princess Cruises и Holland America сдают позиции, поскольку держат завышенные цены, в среднем – на 80% выше, чем на аналогичные программы Costa, CCL и NCL, тогда как про качество никак нельзя сказать, что оно вдвое лучше. Корпоративная политика поддержания имиджа более дорого бренда поощряется и головной компанией Carnival Corporation. На российском круизном рынке сформировалась «большая тройка» – «Атлантис Лайн», «Бриз Лайн» и «Нептун», и конкуренция между нами, конечно, усилится. ФЛОТ В ЕВРОПЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ КРУИЗНЫХ КОМПАНИЙ: Costa Cruises (Carnival Corp) – 12 лайнеров Freestyle Cruising NCL ( NCL Corp) – 3 лайнера Carnival Cruise Lines (Carnival Corp) – 1лайнер Cunard Line (Carnival Corp) – 2 лайнера Princess Cruises (Carnival Corp) – 6 лайнеров Seabourn (Carnival Corp) – 5 лайнеров Silversea – 4 лайнера Pullmantur (Royal Caribbean) – 5 лайнеров Holland America Line (Carnival Corp) – 6 лайнеров Hurtigruten – 13 лайнеров Regent Seven Seas Cruises – 2 лайнера


Вернуться к списку ›