Морские Круизы Атлантис Лайн - официальный портал
 

АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ: Паника неуместна: говорить о крахе туротрасли преждевременно

23.09.2014


Читайте актуальное интервью Алексея Цыганова, Коммерческого директора АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ, члена экспертного совета Госдумы по туризму.

2014 год явно «пополнит» череду кризисных лет, оказавшихся тяжелыми, в том числе и для отечественного туризма. Стартовавшая с июля «серия» веерных банкротств к настоящему моменту выросла в реальную панику, и самым частным вопросом, задаваемым турагентствами, стал «кто следующий?». При этом государство обратило пристальное внимание на регулирование рынка и законотворчество. Приведёт ли это к упорядочиванию туррынка – покажет только время. В тоже время у экспертов турбизнеса состояние значительно менее «паническое». «Российский туристический рынок будет жить! Паника неуместна», - прокомментировал ситуацию Алексей Цыганов, член наблюдательного совета «Турпомощи», коммерческий директор туроператора АТЛАНТИС ЛАЙН. Свою точку зрения на происходящее на рынке, эксперт представил в интервью инфогруппе «ТУРПРОМ».


- Алексей, первый общий вопрос – наблюдаемые процессы на туррынке означают его скорый и неминуемый крах или нет?

- События на туристическом рынке России, разворачивающиеся с середины лета, конечно носят кризисный характер. Такого количества банкротств туроператоров, пожалуй, и не припомнишь. Но можно ли говорить о крахе Российского туррынка? Те, кто предрекают конец ему, весьма преувеличивают масштаб катастрофы и лишь сеют панику. Да, 2014 год стал тяжелым испытанием для всей экономики нашей страны, а вовсе не только для одной лишь туротрасли.

Однако в то время, когда нефтяные компании, металлурги, банки и автопроизводители просят помощи и поддержки у государства, лишь российский туристический бизнес решает свои проблемы самостоятельно и исключительно за свой собственный счёт. В первую очередь с помощью объединения туроператоров «Турпомощь».

И хотя туристические путёвки за границу не относятся к перечню предметов первой необходимости, даже существующая ныне система двухуровневой защиты туристов с помощью страхования ответственности туроператоров и средств фонда экстренной помощи «Турпомощи», при соблюдении всех норм законодательства гарантирует нашим туристам высокую степень защиты. С теми же случаями, где возможно не соблюдалось действующие законодательство, будь то действия со стороны туроператоров, страховщиков или авиаперевозчиков, сейчас разбирается Следственный Комитет России.

- И тем не менее, кризис сейчас налицо…

- Весь вопрос в его масштабах. Давайте в цифрах рассмотрим масштаб событий 2014 года и их влияние их туррынок. Действующих туроператоров летом было более 1700 компаний. Обанкротилось около 15 операторов. Таким образом, рынок потерял всего 0.88% от общего числа туроператоров.

Далее, выехало за рубеж в 2013 году 18’300’000 туристов. В этом году цифра будет пониже, но того же масштаба. Так вот, из-за приостановки деятельности туроператоров пострадало около 110’000 туристов, т.е. в той или иной мере от банкротств на туррныке пострадало около 0.6% от общего числа туристов, выезжающих за рубеж.

Объем выездного туризма в стоимостном выражении за 2013 составил $25’000’000’000. Из-за приостановки деятельности туроператоров 2014 году туристы понесли потери в сумме около $148’650’000 (примерно 5’500’000’000 рублей). Таким образом, их финансовые потери составили 0.6% в стоимостном выражении от общего объёма выездного туррынка.

При этом важно отметить, что для части этих туристов отдых всё-таки состоялся. А часть туристов получила компенсации. Это ещё больше уменьшает общее количество пострадавших.

Таким образом, мы видим, что кризис банкротств пока затронул 0.6%-0.8% туррынка и говорить о масштабном кризисе в российской туротрасли, а тем более о её крахе, абсолютно безосновательно.

Ради параллелей приведу статистику из другой сферы услуг – банковские услуги. По состоянию на 01 января 2014 года в России действовало 859 банков. По состоянию на 01 июля 2014 года - 824 коммерческих банка. Таким образом, за полгода число банков сократилось на 35, что составляет 4.25% от общего числа действующих банков. При этом никто не считает события в банковской сфере масштабным кризисом банковской системы.

Однако только на санацию одного лишь «Мособлбанка», чтобы соблюсти законные права более 350’000 клиентов этого банка, государством было выделено 97 млрд рублей. Т.е. ЦБ был вынужден влить эти деньги из-за угрозы банкротства банка и потери вкладчиками зарплат, пенсий, денег на лечение и образование, то есть жизненно-важных затрат. В то время как туры за границу можно скорее отнести к покупкам предметов роскоши.

- Насколько такая ситуация «уникальна» для России?

- По масштабным банкротствам туроператоров российский рынок совершенно не уникален. Давайте поднимем информацию из прошлого и посмотрим на туристический рынок Англии. 12 сентября 2008 года, третья по величине туристическая компания Великобритании «XL Leisure Group» официально объявила о своем банкротстве, сорвав отдых почти 90 тыс. британских туристов, при этом туроператор тогда продал еще как минимум 200 тыс. билетов, которыми пассажиры также не смогли воспользоваться. В итоге долги «ХL Leisure Group» составили 362 млн долларов.

18 июля 2010 один из крупнейших британских туроператоров – компания «Goldtrail», объявила себя банкротом. В результате около 16 тысяч английских туристов зависли заграницей – их обратные авиабилеты стали недействительными, а проживание в отелях – проблематичным. Более того, отели предложили отдыхающим по путевкам от Goldtrail заплатить наличными за проживание или освободить номера. У некоторых британцев служащие отелей даже изъяли паспорта в качестве залога. Всего от банкротства этого туроператора пострадало более 66’000 туристов.

В июне 2014 года обанкротилась британская фирма VillaParade, продававшая туры в Европу и Америку. Долги компании превышали £3 млн. Около 2 тыс. клиентов столкнулись с проблемами подтверждения своих туров или возвратом денег.

Картина нам очень знакомая и проблемы у российских и британских туристов возникают одинаковые. Однако туристический рынок Великобритании продолжает существовать и отправлять миллионы британцев за границу на отдых с помощью туроператоров.

- По поводу банкротств сейчас идет активное «законотворчество» и реформирование соответствующего законодательства. Что с вашей точки зрения сейчас наиболее актуально?

- Будучи членами экспертной группы, образованной Минкультом РФ, мы дали все наши предложения по внесению изменений в ФЗ 132. Надеемся, что их принятие позволит совершенствовать законодательство и в первую очередь упорядочить чартерные авиаперевозки. А также усилить контроль над ними со стороны Госорганов. Ведь именно проблемы с туроператорами, осуществляющими чартерные перевозки, затронули большую массу туристов, нарушив их планы на отдых. Так же именно эти туроператоры нанесли наиболее сильные репутационные и имиджевые потери для российской туротрасли.

- А что вы посоветуете в текущей ситуации туристам, которые и хотят отправиться на отдых и испытывают опасения?

- При выборе тура не спешите покупать горящий тур с очень низкой ценой и перелётом на чартерном рейсе. С большой вероятностью, этот тур продаётся уже с убытком для туроператора и может просто не состояться.

При выборе туроператора не гонитесь за обещаниями самой низкой цены. Изучите внимательно информацию о предлагаемых туроператором турах, указывает ли он своих основных партнеров на сайте или в договорах. Проверьте, каким страховщиком застрахована его ответственность.

Будьте внимательны к договорам и документам, подтверждающим факт вашей оплаты за турпоездку.

Так же помните, что в интернете существует огромное количество зарубежных и российских компаний, предлагающих любые туры. Многие из них не имеют никакого финансового обеспечения и страхования. Более того, на большинство из них не распространяются наши законы.

Только если вы приобрели турпутёвку у зарегистрированной в России компании, внесённой в единый реестр туроператоров, вам гарантируется помощь Ростуризма и объединения туроператоров «Турпомощь».


Вернуться к списку ›